«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь
к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев.
Воспитание патриотизма во все времена является одной из важнейших задач. Дошкольные образовательные учреждения формируют у детей первые представления об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножить богатство своей страны. Задачами дошкольного образования являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Важным условием успешной работы в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников МБДОУ, проведение виртуальных экскурсий, совместная деятельность с детьми.
Патриотическое воспитание – это сложный процесс, который не ограничивается уроками мужества, празднованиями Дня Победы и Дня России. О любви к Родине и уважительному отношению к ней нужно вспоминать не периодически, а проводить с воспитанниками постоянную работу по развитию и укреплению патриотических чувств.
Разные направления патриотического воспитания помогут воспитать грамотных, культурных и высоконравственных молодых людей. Нельзя выделить самое важное направление, каждое из них крайне необходимо для развития определенной грани патриотических чувств.
В нашем детском саду мы работаем по следующим направлениям патриотического воспитания дошкольников.
Первое направление: Я и моя семья
К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Во время образовательной деятельности формируем у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, развиваем самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитываем у детей доброе отношение к родным и близким.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы мы определяем следующим содержанием: Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы.
Мы стараемся дать ребенку возможность ближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников. Для этого создаем проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения, проводим виртуальные экскурсии и прогулки, просматриваем презентации. Знакомим детей с зарубежными странами и элементами их культуры, расширяя в их сознании границы мира.
Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.
Третье направление: Человек-труженик.
В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию должен решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
В этом направлении мы знакомим детей с различными профессиями, с трудом людей своего города и страны. Воспитываем гордость за результаты их труда.
Кроме того, приобщаем дошкольников к трудовой деятельности. Трудовая деятельность необходима для формирования личности. Стремимся способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для группы, для детского сада и т. д.
Четвертое направление: Экологическая культура
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе, иметь представление не только о природе и ее законах, но и учит видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее ритма, защищать ее.
Знакомим детей с природой родного города. Проводим целевые прогулки в разные времена года, чтобы дети увидели красоту природы, читаем отрывки из стихотворений И. А. Бунина, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой. Дети получают краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры.
Знакомим детей с многообразием животного и растительного мира, через устный рассказ педагога, чтение книг В. В. Бианки, А. Н. Плещеева, Г. А. Скребицкого. Закрепляем и расширяем знания о жизни животных.
С детьми проводим беседы и о том, как сберечь природу. Кроме того, проводим природоохранные акции «Сбереги елочку», «Смастери кормушку», «Скворечник» и др. с участием детей, педагогов и родителей.
Пятое направление: Культура и народные традиции
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. В нашем детском саду регулярно проводятся праздники и развлечения по русским народным календарным праздникам.
Шестое направление: “Родина моя – бескрайная Россия”
Одно из направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине.
Детей знакомим со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем. Рассматриваем иллюстрации государственного флага и герба, расширяем представления о значении государственных символов России, воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим со столицей нашей Родины – Москвой, столицей республики Коми - Сыктывкаром и другими городами России, родным городом – Воркута, знаменитыми россиянами.
Расширяем представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи, читаем былины о русских богатырях. Углубляем знания о Российской армии, воспитываем уважение к мужеству русских солдат. Формируем у детей образ героя, защитника своего государства, прививаем любовь к Отечеству и родному краю.
Ежегодно в детском саду отмечается праздник «День Защитника Отечества». Оформляются выставки детских рисунков, коллажи с портретами пап и дедушек, служивших в армии, рассматривание и чтение детских произведений о войне и армии, проводятся соревнования среди воспитанников на силу, ловкость, смекалку, выносливость. Такие мероприятия оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, способствуют развитию чувства патриотизма и укрепляют здоровье детей.
Седьмое направление: История страны
Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла уже вошли в традицию. Дети с увлечением слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки.
Все перечисленные направления патриотического воспитания очень тесно связаны: нельзя развивать одно направление в ущерб другому. Только при гармоничном их сочетании можно добиться формирования зрелых в духовном и физическом плане личностей, любящих свою Родину.
Таким образом в рамках месячника по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду запланированы различные мероприятия.
План мероприятий предусматривает решение следующих задач:
- формирование эмоционально-волевых качеств гражданина - патриота России;
- создание условий для духовного и физического развития;
- воспитание стремления к сохранению и приумножению военного, исторического и культурного наследия;
- сохранение и передача героического наследия от старшего поколения к младшему, осознание глубинных связей поколений.
II Детский патриотический фестиваль «Мы – дети твои, Россия! Мы – дети твои, Земля!»
Отряд "Патриоты"
Отряд "Добрята"
Конкурс на лучшее исполнение детской патриотической песни
Песня "Покорители" (автор Олег Тесленко)