LEGO-конструирование и робототехника в развитии детей дошкольного возраста
В современном детском саду целью и результатом образовательной деятельности является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества в соответствии с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Использование в образовательном процессе современных средств обучения сегодня уже не роскошь, а необходимость учета принципов наглядности и информативности, учета возрастных особенностей и ведущего вида деятельности, принципа научности и системности и т.д. и т.п. Каков выход для малобюджетного детского сада, в котором руководитель и педагоги ясно понимают значимость использования современных средств обучения, но не имеют возможности оснастить все группы современными конструкторами LEGO или роботами для развития личности современного ребенка?! Выход, безусловно, есть – сетевое взаимодействие с таким учреждением или центром, которое обладает необходимыми ресурсами.
Мы – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Светлячок» г. Воркуты (далее – Детский сад), наш партнер – муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты (далее – Школа) и на протяжении ряда лет взаимодействие между нами сводилось к заключению договора о взаимовыгодном сотрудничестве, утверждению плана работы, посещению воспитанниками подготовительной к школе группы ряда уроков в течение учебного года, участию в совместных концертах, занятиям в Школе будущего первоклассника.
Благодаря этому достигались определенные положительные результаты, такие как формирование устойчивой мотивации и предпосылок учебной деятельности, становление интереса к новому социальному окружению и школьному сообществу. В то же время данное сотрудничество не приносило полного удовлетворения, так как мы понимали, что не задействуем в полной мере все современные, развивающие, интерактивные и технические возможности республиканского ресурсного центра по информатизации «Школа будущего», которым по праву является наш социальный партнер.
Поэтому на совместном педагогическом совете двух учреждений было принято историческое решение об эффективном использовании имеющихся в школе ресурсов, а именно обучение дошкольников основам робототехники, которое было положительно одобрено начальником Управления образования МО ГО «Воркута» Валентиной Валентиновной Шукюровой, так как внедрение робототехники является одним из приоритетов развития муниципальной системы образования.
С этого момента было положено начало реализации долгосрочного проекта «LEGO конструирование и робототехника в развитии детей дошкольного возраста», который потребовал мобилизации всех управленческих ресурсов, так как требовалось заинтересовать данной деятельностью не только детей и педагогов, но и найти понимание у родителей.
На организационном этапе произошло знакомство педагогического персонала детского сада с имеющейся интерактивной базой школы, были проведены блиц-консультации по возникшим вопросам, составлен план взаимодействия в данном направлении, отобрано содержание, формы и средства образовательной деятельности, проведен совместный педагогический совет посредством видеосвязи в онлайн-режиме. На первый учебный год было запланировано и проведено 24 занятия, которые проводили опытные педагоги - представители школы во вторую половину дня 1 раз в неделю.
При организации данной деятельности мы столкнулись с проблемой - дети слабо владели навыками работы с «LEGO конструкторами», при том что данные конструкторы есть в каждой семье, да и в группах детского сада. Проведя анкетирование родителей и педагогов, мы выяснили, что практически никто из взрослых не ставит перед детьми задачи достичь определенного качества построек (соответствие цели, размеру, цвету, форме), считая «LEGO конструирование» скорее развлечением, нежели обучающим материалом для развития творческих способностей, пространственного воображения и формирования ручной умелости, являющихся одним из показателей целевых ориентиров на этапе дошкольного образования, а также формирования предпосылок развития инженерного мышления.
В нашем учреждении способом решения данной проблемы стал «Центр конструирования». «Центр конструирования» удобно делить на три условных части. Первая часть помещения для педагога, где он хранит методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий. Вторая часть, где стоят стеллажи для контейнеров с конструктором и других материалов. Третья часть предназначена для проведения занятий с детьми.
«Центр конструирования» оснащен основными материалами, позволяющими развивать сенсорные и мыслительные способности детей: конструкторы «Лего»; строительные наборы крупного и мелкого размера; конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, из дерева и пластмассы, изолона; пары-головоломки; мягкие модули; кладовая природного материала: шишки, семечки, косточки от различных фруктов, сухие веточки, сучки, засушенные листья, цветы; наборы различных видов бумаги, тканей и т.п. А также обучающие пособия: Блоки Дьенеша; Палочки Кюизенера; Уникуб; Сложи узор; Логическая мозаика; Хамелеон; Маленький дизайнер; Геоконт; Счетные палочки.
Образовательная деятельность в «Центре конструирования» строится на понимании сути процесса конструирования - это деятельность практического характера, целью которой является получение конкретного, заранее продуманного реального продукта с определенным функциональным назначением. Предлагаем ребятам такие занимательные игры: «Отгадай»; «Не ошибись, Петрушка!»; «У тебя есть или нет?»; «Принеси и покажи», цель которых помочь малышам в ознакомлении с деталями конструктора и геометрическими формами (куб, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус).
Использование мягких модулей позволяет трансформировать пространство группы, обогащает развивающую среду, что немаловажно в свете современных требований ФГОС ДО.
Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность в среднем и старшем дошкольном возрасте можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения), осознавать причинно-следственные связи.
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У дошкольников появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Таким образом, систематические занятия в «Центре конструирования» параллельно с посещением занятий по робототехнике, грамотно выстроенное информационное и практическое взаимодействие привели к тому, что у всех субъектов образовательного процесса появилась высокая мотивация на достижение положительного результата, а непосредственно у детей сформировался устойчивый интерес к работе в интерактивном пространстве.