|
Театр!
Как много значит, он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи
с ним! Искусство кукольного театра по своей природе народное.
Куклы
могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают
творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Дети с
удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их
просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и
плачут вмести с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти
на помощь своим героям. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала
ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду и дома!
«Актёры»
и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для
организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей
определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное,
танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных
инструментах. Существуют самые разнообразные куклы от 9 см. (кукла на пальчике), до больших, в рост
ребёнка, напольные куклы. Куклы – артисты отличаются друг от друга не только
внешностью, но и устройством, или «анатомией», как говорят кукольники.
Зависимости от «анатомии» традиционные театральные куклы могут быть
пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы – марионетки, куклы с «живой рукой»,
люди-куклы. Неотъемлемая часть спектакля – декорация.
Знакомят
детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие
дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели
различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек,
в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за
движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их
внимание, развивает умение сосредотачиваться. Театр на столе – это самый
простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде
конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может
быть от 30 до 10 см.
К
концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются
самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо
поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр.
Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом
чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Пальчиковый театр может
быть вязаным: театр из клубков, куклы из перчаток, куклы из варежек
(рукавичек). Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать
несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются
новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих
пальцев. Игра с пальчиковыми куклами помогают ребёнку лучше управлять
движениями собственных пальцев.
Куклы -
варежки родились
из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия педагогов и детей может превратить
самые обыкновенные варежки в животных и людей. Варежки не обязательно должны
быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих
рукавиц, т.к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и
одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для
детей самых младших возрастов.
Для
детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на
столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков» объёмные игрушки из цилиндров и
конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр «кружек»,
театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков.
Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные.
Перчаточные куклы можно использовать в
качестве смешных помощников на занятиях в детском саду. Куклы бибабо обычно
действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
В
средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим
детей с театральной ширмой и с тростевыми куклами. Эти куклы - больше
перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с
помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К
рукам куклы прикреплены трости - палочки, которыми двигает кукловод. Руки куклы
сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их
плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических
представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения
и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Этот вид кукол называются
ещё верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При
этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому
верховых кукол часто делают без ног.
Но прежде, чем ставить спектакль с этими
куклами, надо дать детям возможность
поиграть с ними. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом
представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы
кукловождения.
В
старшей и подготовительной группах следует познакомить детей с куклами-марионетками.
Эти куклы изображают людей и животных в полный рост. Они управляются с верху.
Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину – так называемую
«вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам,
коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр
заставляет куклу двигать руками и ногами.
Яркими
и выразительными возможностями обладает очень простая кукла с "живой" рукой.
Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут
его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к
платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат
из ткани. Голова куклы (до 25 - 30
см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и
вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые
тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной
жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам
(указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)
Напольные
куклы - большие
куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1,5 м. Работать с такими
куклами очень интересно. Их водит один или два исполнителя. У этой куклы
имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые
кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить
кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман,
имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять
голову).
Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди
детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над
рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т.д. Куклы данной
системы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового,
танцевального творчества, а также к импровизации. Общение с куклой помогает
малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в
своих силах. Горбовая Н.М.
|
|