|
Театрализованная
деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и имеет
огромное значение в его жизни. Театрализованная деятельность позволяет
формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка
или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют
нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря
театру ребенок познает окружающий мир через образы, краски, звуки, не только умом, но и сердцем и
выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная
деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость,
способствует развитию нравственно-эстетических представлений, а главное –
раскрывает творческие возможности ребёнка.
Театр
– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями
и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую,
монологическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, совершенствует
звуковую культуру его речи её интонационный строй.
Для развития выразительной стороны речи
необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить
свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре,
но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой
выразительности необходимо использовать знакомые
и любимые произведения.
Говоря
о театральной деятельности в детском саду и развитии речи, мы должны
рассматривать двойственное положение ребенка: как актера и как зрителя. Ребенок-актер
учит роль, т.е. слова, выраженные в стихотворной или прозаической форме
литературного языка; играя роль на сцене, он пытается интонацией, темпом,
дикцией добиться выразительности речи, без которой (а он это знает»!) зрители
не могут понять не только мысли и действия героя, но и всего действия в целом.
Элементарная ответственность за порученное дело, желание быть признанным (а в
некоторых случаях быть лучше других) являются двигателем его деятельности, его
стараний.
Театрализованная
деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и
открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что
театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляют
его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцами для
подражания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут оказывать позитивное
влияние на детей через детский спектакль.
Театрализация
в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно
связана с другими видами деятельности – музыкальной, изобразительной, игровой,
трудовой, конструктивной, учебной, самостоятельной деятельностью, систематизируя
все в единый процесс (модель) .
Подготовка к
театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. В
начале воспитателю необходимо выбрать инсценировку, выразительно прочитать
произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую
понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из
главных условий - эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении
детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность
чувств педагога. Для малышей это является образцом эмоционального отношения к
тем или иным ситуациям.
Обязателен просмотр
иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному
произведению. Затем дети учатся мимики, движениям на музыкальных занятиях для умения передавать
настроение и характер героев.
После беседы о
прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту,
привлекая детей к проговариванию текста, т.е. работа над выразительностью речи.
Причём никогда нельзя требовать
буквального воспроизведения содержания. Когда текст
будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения.
Затем проводятся репетиции отдельных
фрагментов из произведений с деталями декораций и реквизитами, а только потом
проводят репетицию всего произведения с элементами костюмов, реквизита, декораций.
После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком (модель).
Нельзя
делить детей на «артистов» и «зрителей»,
т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как
«играют» другие.
Родители
должны принимать активное участие, а именно создать все условий для
творческой театрализованной деятельности детей
в детском саду и дома,
помочь воспитателю оборудовать театральный уголок, куда поместить:
ширму, ковролин, набор кукол, элементы костюмов, головных уборов, декорации;
природный и бросовый материал; иллюстративный материал, знакомящий детей с
театром, театральной деятельностью, подобрать нужную литературы, аудиозаписи. Помочь организовать представления (у маленьких детей родители - артисты, у старших -
родители чаще являются зрителями). Задача педагогов привлечь родителей к
данному виду деятельности, используя такие формы работы с родителями,
которые бы повысили их педагогическую грамотность по этому направлению
(модель, консультация для родителей). Данные формы работы дают возможность экспериментировать,
нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавать условия для
развития их творческих способностей. Горбовая Н.М.
|
|