|
| | | |
НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время происходят кардинальные перемены в системе образования: перемены, диктуемые запросами общества, потребностями подрастающего поколения и, как следствие, современным законодательством. Не стало исключением и образование дошкольное.
С момента введения в действие Закона № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» детские сады вошли в систему общего образования России. Следовательно, во многом преобразования затронули и их работу. Очень много сейчас говорят о модернизации региональных систем дошкольного образования. Значит, процесс модернизации должен коснуться и воркутинских детских садов.
Что же меняется сейчас в работе дошкольных образовательных учреждений Воркуты? С этим и некоторыми другими вопросами мы обратились к заместителю начальника управления образования администрации МО ГО «Воркута» Елене Александровне Ермулиной.
- Елена Александровна, расскажите вкратце о системе дошкольного образования нашего заполярного города.
Е.А.: - Коротко охарактеризовать нашу систему сложно. Несмотря на то, что образование – дошкольное, нами ведётся большая и серьёзная работа, направленная на качественную подготовку детей к школьному обучению, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, на развитие важнейших интегративных качеств личности малышей, на поддержку и развитие одарённых и талантливых дошколят. Имеются серьёзнейшие и актуальные наработки педагогических коллективов, представленные как передовой педагогический опыт на форумах различных уровней и получившие заслуженную оценку компетентных специалистов. Об этом можно написать не просто отдельную большую статью, но целую книгу!
Но если коротко, то можно отметить следующее. В настоящее время в городе функционирует 32 дошкольных образовательных учреждения. Работает единственная в республике начальная школа - детский сад, осуществляющая квалифицированную коррекцию патологий зрения детей дошкольного и младшего школьного возраста; есть прогимназия. Работают детские сады, имеющие группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с различными отклонениями в здоровье (заболевания опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, задержка психического развития, серьёзные нарушения в развитии речи), где дети получают присмотр и уход, соответствующий состоянию их здоровья, а также осваивают образовательные программы дошкольного образования, содержание которых адаптировано в соответствии с особенностями контингента воспитанников. Это детский сад № 17, корпус 2; 27 корпус 1; детские сады №№ 11, 24, 55, 92.
Особенности образовательного процесса каждого из этих учреждений представлены на их официальных сайтах, что является обязательным в соответствии с современным законодательством. На сайтах же можно увидеть результаты участия воспитанников в фестивальном и конкурсном движении города, республики, страны, их личные и коллективные достижения.
Всего дошкольные учреждения города посещают 5393 ребёнка.
В течение текущего учебного года в образовательных учреждениях ДСК и ДОУ получают услугу дошкольного образования 30 детей-инвалидов. В подпрограмме «Доступная среда» муниципальной программы «Развитие образования» определены мероприятия по развитию современной доступной инфраструктуры образовательных учреждений дошкольного образования и созданию условий для повышения качества услуг доступного дошкольного образования. А именно: планируются мероприятия по оснащению дошкольных образовательных учреждений современным реабилитационным оборудованием, комнатами психологической разгрузки, сенсорными комнатами, физио-оборудованием; мероприятия дополнительного образования по повышению квалификации и переобучению специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение работы ресурсных центров бесплатного консультирования родителей, воспитывающих дома детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа всей системы дошкольных учреждений направлена на реализацию национального проекта «Образование», приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», целей, задач и приоритетов развития образования, изложенных в Концепции развития дошкольного, общего и дополнительного образования Республики Коми на 2011-2015 годы, долгосрочной республиканской целевой программы «Модернизация дошкольного образования в Республике Коми (2012 – 2016 годы).
- В чём же суть модернизации образования?
Е.А.: - Модернизация в нашем случае – это качественное изменение системы дошкольного образования, объявленное приоритетным направлением социального блока работы Правительства. И ведётся это изменение по трём направлениям. Первое – ликвидация очерёдности в детские сады. Второе – формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений. Третье – разработка нового федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Как видите, всё очень серьёзно.
- Как обстоит дело с очерёдностью в детские сады в Воркуте?
- Е.А.: - Если говорить об обеспечении населения местами в детских садах, то Воркута находится в более выигрышном положении по сравнению с другими городами России и Республики Коми. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3-х до 7-и лет составляет уже 91%, а охват детей в возрасте от 5-и до 7-и лет, получающих предшкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях, составляет 98% от общего числа детей данной возрастной категории. Оставшиеся 2% приходятся на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей-инвалидов, чьи особенности здоровья не позволяют посещать образовательные учреждения.
Как таковая очередь в детские сады отсутствует. Специалисты управления образования администрации МО ГО «Воркута» ежемесячно отслеживают наличие свободных мест по дошкольным учреждениям города и посёлков. Есть, конечно, обращения граждан, которые недовольны тем, что не могут попасть в детский сад. Но при анализе каждого такого обращения выясняется, что они желают отвести своего ребёнка в конкретный детский сад – или ближайший к дому, или импонирующий им по своей специфике работы. Однако группы в данном учреждении полностью укомплектованы. Мы готовы предоставить им места в других ДОУ, но родители сами отказываются и ждут место в том саду, который им приглянулся. Таких желающих заведующие детскими садами регистрируют в журнале учёта будущих воспитанников. При появлении свободного места дети, зарегистрированные в этом журнале, принимаются в детский сад. Список будущих воспитанников и очередь в детский сад – абсолютно разные вещи.
- Разве дошкольные учреждения не обязаны принимать детей по адресному принципу, то есть, как говорят в народе «по прописке», по месту регистрации?
Е.А. – Нет, не обязаны. Такой принцип действует в школах. В дошкольной сфере всё немного по-другому. 21 марта 2014 года администрацией города издано Постановление № 476 «О закреплении муниципальных дошкольных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, за территорией муниципального образования городского округа «Воркута». Согласно данному нормативному акту все городские детские сады «закреплены» за территорией города в целом. Все сады, например, посёлка Воргашор – за территорией данного посёлка, сады Северного – за всей территорией Северного и так далее. Если же жители любого из посёлков желают возить ребёнка в один из городских детских садов, то такой ребёнок будет принят в выбранное ими дошкольное учреждение, но только при наличии свободных мест
- Отслеживается ли кем-нибудь соблюдение порядка приёма детей в детские сады.
Е.А.: - Обязательно и постоянно. Во-первых, специалисты управления образования проводи\ят такие проверки, в процессе которых анализируется соблюдение Административного регламента, в котором определены правила постановки на учёт и зачисления детей в ДОУ; проверяется ведение документации, отражающей процесс приёма детей в дошкольные учреждения и комплектования возрастных групп.
Более того, Министерством образования Республики Коми с января текущего года ввело в работу отраслевую Государственную информационную систему «Электронное образование» (ГИС ЭО) практически во всех муниципалитетах Республики Коми. Цель этой системы – создать единую, так сказать, «прозрачную» информационную образовательную среду, работа которой будет способствовать повышению качества обучения и эффективности управления системой образования. В том числе ГИС ЭО позволяет отслеживать формирование списков будущих воспитанников и процесс комплектования всех возрастных групп. Так что этот вопрос отсматривает и Министерство образования.
Эта система ещё дорабатывается, совершенствуется специалистами Государственного автономного учреждения Республики Коми «Центр информационных технологий», с тем, чтобы со временем сформировать единую базу всех образовательных учреждений: учёт каждого ребёнка и постановку на очередь в детский сад (там, где она есть), зачисление в школу или учреждение дополнительного образования, продвижение его по уровням общего образования, вплоть до зачисления в организацию профобразования.
- Второе направление модернизации – это формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений. Что изменилось в этом вопросе?
Е.А.: - Коми республиканским институтом развития образования и повышения квалификации специалистов Республики Коми разработаны конкретные требования к первой и высшей квалификационной категории педагогов. Чтобы получить такую категорию, педагоги должны вести свою деятельность с учётом самых современных развивающих технологий, показывать высокие результаты развития воспитанников. Неуклонно повышать свой уровень профессиональной грамотности и компетентности. Так, если раньше обучение на проблемных курсах было обязательным один раз в пять лет, то сейчас воспитатели и узкие специалисты детских садов должны учиться каждые три года, причём помимо курсов, предлагаются вебинары, стажировочные площадки и так далее. Если в прошлом году повысили свой квалификационный уровень до первой категории 28 % педагогических кадров, то в этом году уже 35 % от общего количества. 14 % имеют высшую квалификационную категорию. Педагоги активно стремятся к профессиональному росту.
Более того, сейчас в детских садах не имеют права работать воспитатели, не имеющие специального педагогического образования. Только грамотный педагог может выпустить в школу подготовленного ребёнка. Результат налицо: повышается рост готовности выпускников детских садов к школьному обучению. Если два года назад стопроцентная готовность детей к школе зафиксирована в шести учреждениях, в позапрошлом – в восьми, в прошлом учебном году выпускники детских садов продемонстрировали готовность к школе на 100% уже в 11-ти ДОУ. При этом, хочу отметить, что уже нормальным уровнем готовности к школе специалисты признают показатели от 86 до 95 %. Скидка в 5-10 % даётся детям дошкольного возраста на индивидуальный темп развития, так как стремительный «рывок» в развитии многих личностных качеств и психологических процессов происходит, как правило, после 8-ми лет. А у нас треть учреждений обеспечили стопроцентную готовность дошколят к освоению школьных программ!
- А что такое – федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Е.А.: - Федеральный государственный стандарт (ФГОС) утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Официально начал действовать в дошкольной сфере с 1 сентября 2014 года. Можно сказать, что это – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Определены основные принципы нашей системы, цели дошкольного образования, его задачи. ФГОС включает в себя также требования в структуре образовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации программы и, конечно, к результатам освоения программы детьми.
Работа по внедрению ФГОС в наших учреждениях уже начата. В настоящее время одиннадцать ДОУ ведут эту деятельность в «пилотном», то есть - опережающем режиме. Три учреждения работают на республиканском уровне; это МБДОУ «Детский сад №26 «Маячок»; МБДОУ «Детский сад №53 «Радость»; МБДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида «Чудесница». Шесть детских садов – на муниципальном уровне. Это: МБОУ «Прогимназия №1», МБОУ «Начальная школа – детский сад №1»; МБДОУ №№ 11, 33, 41, 42, 92. В данных образовательных учреждениях созданы условия для организации инновационной деятельности по формированию и распространению опыта введения и реализации ФГОС дошкольного образования в нашем городе, кадровые, материально-технические, методические условия эффективного внедрения ФГОС дошкольного образования.
В тех наших образовательных учреждениях, где помимо дошкольных групп учреждениях, есть начальные классы (МБОУ «Прогимназия №1» и «Начальная школа-детский сад №1») школьники обучаются в соответствии с ФГОС начального школьного образования нового поколения и с базисным учебным планом. В образовательных учреждениях утверждена и реализуется основная общеобразовательная программа начального общего образования, включающая программы внеклассной воспитательной деятельности с учетом методических рекомендаций, возможностей педагогического коллектива, привлечения социальных партнеров-педагогов для организации кружков и секций, а также потребностей детского и родительского коллективов. Во 2-х и 3-х классах в соответствии с ФГОС организовано изучение коми языка.
Конечно, федеральный государственный стандарт поможет организовать работу всех ДОУ в едином ключе, ещё более эффективно развивать личность каждого дошкольника в различных видах детской деятельности с учётом возрастных особенностей каждого ребёнка, с учётом психологических и физиологических особенностей детей. В дошкольном возрасте это необычайно важно. |
Категория: Мои статьи | Добавил: Екатерина (21.01.2015)
|
Просмотров: 505
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
| |
| |
|
|